Правила рекреационного посещения государственного лесного фонда горно-лесной зоны Автономной Республики Крым
Горно-лесная зона Крыма представляет собой уникальный рекреационный комплекс, главным компонентом природного ландшафта которого является лес. Горные леса Крыма занимают важное место в формировании целебного климата полуострова, являются хранителями больших и малых рек, имеют большое оздоровительное и эстетическое значение при использовании его в рекреационных целях.
С увеличением за последние годы потока рекреантов в горно-лесную зону полуострова, все чаще крымские леса становятся беззащитными перед необдуманным и безответственным вмешательством человека в его экосистему: пылают костры, часто перерастающие по неосторожности или легкомыслию в опустошительные пожары; швыряются и остаются в лесу горы бытового мусора; вытаптываются бесчисленные тропинки, уплотняя и бетонируя почву; уничтожается уникальная реликтовая и эндемичная растительность; ухудшаются условия массового воспроизводства диких животных.
Интересы сохранения крымских лесов и их биоразнообразия в условиях значительного роста рекреационного использования лесных ресурсов требуют практического создания системы рекреационного обслуживания населения на основе научно обоснованных допустимых рекреационных нагрузок, позволяющей максимально совмещать интересы развития активных видов туризма и массового отдыха населения с охраной и защитой лесов.
С целью обеспечения законного и рационального использования лесных ресурсов горно-лесной зоны Крыма в рекреационных целях (культурно-познавательных, оздоровительных, туристских, спортивных и др.), данные правила устанавливают единый порядок рекреационного посещения населением территорий и объектов государственного лесного фонда с учетом его особенностей (высокой пожароопасности, расположения заповедных территорий и установленных лимитов на их посещение, стойкости лесов к рекреационным нагрузкам, природных и культурных достопримечательностей, исторически сложившейся сети туристских маршрутов, фактической и перспективной базы рекреационного обслуживания, участков воспроизводства диких животных, охотничьих угодий, лесохозяйственных угодий и дорог, санитарно-эпидемиологической обстановки и др.).
Внедрение данных правил обеспечит последовательное повышение объема и качества рекреационных услуг, оказываемых туристам (экскурсантам, отдыхающим) предприятиями Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству на территориях и объектах государственного лесного фонда, будет способствовать выполнению природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологических требований, а также обеспечению максимальной безопасности рекреантов и своевременному проведению аварийно-спасательных работ при оказании помощи в лесу пострадавшим в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.
Организация информирования жителей и гостей Крыма об установленном настоящими правилами порядке регламентированного посещения государственного лесного фонда АРК с рекреационными целями осуществляется всеми государственными органами и органами местного самоуправления Автономной Республики Крым в пределах их компетентности в функциональных подсистемах : средств массовой информации, защиты и охраны лесов, охраны биоресурсов и заповедных территорий, курортов и туризма, экскурсионной деятельности, образования, культуры, права, предупреждения чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологической обстановки.
При посещении лесов все организованные и самодеятельные группы, а также отдельные туристы (экскурсанты, отдыхающие) обязаны строго выполнять требования пожарной безопасности, пользоваться лесными ресурсами в рекреационных целях в порядке, определенном действующим законодательством Украины, данными правилами, а также особенностями, устанавливаемыми государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их компетентности.
Посещение территорий государственного лесного фонда в рекреационных целях осуществляется с использованием установленных туристских трасс, туристских стоянок, разрешенных мест массового отдыха, а также дорог общего пользования.
Использование субъектами туристской деятельности территорий и объектов государственного лесного фонда в рекреационных целях при проектировании и оказании населению услуги «туристский поход» и «экскурсия» в соответствии с межгосударственными стандартами «Туристско - экскурсионное обслуживание»( ГОСТ 28681.1 - 95 и ГОСТ 28681.3 – 95) осуществляется на основе договоров, заключаемых с предприятиями Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству и согласования установленным порядком паспортов выбранных трасс туристских походов. Разработка субъектами туристской деятельности трасс походов должна осуществляться на основе использования только разрешенных переходов туристских трасс, стоянок, мест массового отдыха, а также дорог общего пользования.
Разработка и использование субъектами спортивной туристской деятельности территорий и объектов государственного лесного фонда для проведения плановых походов, тренировок и соревнований (пешеходного туризма, скалолазов, конного туризма, велотуризма , спелеотуризма и иных видов спортивного туризма) осуществляется на основе договоров, заключаемых с предприятиями Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству и согласования специальных переходов туристских трасс и природных объектов для нужд спортивного туризма, не предусмотренных единой географической системой паспортизации и картографирования туристских трасс, стоянок и мест массового отдыха.
Использование установленных туристских трасс и стоянок самодеятельными группами и отдельными туристами (экскурсантами, отдыхающими) осуществляется без предварительной регистрации в предприятиях Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству АРК и оплатой стоимости рекреационных услуг непосредственно на установленных туристских трассах и стоянках с оформлением маршрутного листа установленной формы.
Использование учреждениями, организациями, предприятиями и отдельными группами установленных мест массового отдыха на территориях и объектах государственного лесного фонда горно лесной зоны осуществляется с предварительной, либо фактической обязательной регистрацией в предприятиях Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству АРК.
Использование субъектами туристской деятельности, самодеятельными группами и отдельными туристами (экскурсантами, отдыхающими) иных туристских маршрутов, стоянок и мест массового отдыха, в том числе и для спортивных целей, не согласованных установленным порядком с постоянными лесопользователями, категорически запрещено.
Проектирование и оборудование новых переходов туристских трасс, туристских стоянок и мест массового отдыха в горно -лесной зоне Крыма осуществляется предприятиями Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству в соответствии с комплексными программами рекреационного обслуживания населения на территориях и объектах государственного лесного фонда АРК, а также региональными программами развития туризма.
Государственные предприятия Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству АРК осуществляют рекреационное обслуживание туристов (экскурсантов, отдыхающих) путем предоставления платных рекреационных услуг в пределах своей компетенции:
- услуг по обслуживанию туристских трасс (установка и обслуживание информационных аншлагов, указателей, маркировочных трассовых знаков и меток, оборудование пешеходных переправ через реки и каньоны, поддержание надлежащего санитарного состояния трасс, оборудование источников водоснабжения, установка ограждений и знаков предупреждения на опасных участках маршрутов и др.);
- услуг по обслуживанию туристских стоянок и мест массового отдыха (предоставление мест для установки палаток, реализация топливных пучков, установка и обслуживание малых архитектурных и природно-архитектурных форм, пользование душевыми установками, биотуалетами, поддержание надлежащего противопожарного и санитарного состояния и др.);
- услуг за посещение и рекреационное оборудование экологических маршрутов, экскурсионных объектов и мест отдыха в зонах регулируемой рекреации территорий и объектов природно-заповедного фонда;
- услуг за предоставление мест для размещения на лесных кордонах, в лесных гостиницах, охотничьих базах, базах отдыха;
- информационных услуг;
- услуг за предоставление средств мобильной телефонной связи и др.
Размеры оплаты за оказываемые услуги устанавливаются государственными предприятиями Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству АРК по согласованию с местными органами власти с учетом их объема, качества, доступности и устанавливаемых льгот. Данные платежи направляются на восстановление лесов, проведение противопожарных работ, поддержание туристских трасс, стоянок и мест массового отдыха в надлежащем санитарном состоянии, содержание и развитие базы рекреационного лесопользования на территориях и объектах государственного лесного фонда.
Использование территорий и объектов природно-заповедного фонда в рекреационных целях осуществляется в соответствии с природоохранным законодательством Украины и установленными режимами охраны и природопользования для каждой конкретной заповедной территории в пределах установленных лимитов ее использования в эколого - просветительских целях.
Посещение субъектами туристской деятельности, самодеятельными группами и отдельными туристами (экскурсантами, отдыхающими) рекреационных участков территорий природно-заповедного фонда осуществляется только по специальным экологическим маршрутам с разрешения постоянных лесопользователей.
На заповедных территориях запрещается:
- любой сбор дикорастущих трав, лекарственных растений, цветов, ягод, орехов, грибов, сока деревьев, их семян, а также сбор яиц и пуха любых видов животного мира;
- повреждение геологических отложений, сбор образцов горных пород и минералов, остатков ископаемой флоры и фауны;
- все виды искусственных шумовых влияний (громкая музыка, крики, подача автомобильных сигналов и т. п.), превышающих установленные нормативы;
- другие виды пользования природными ресурсами заповедных территорий, не предусмотренные Положениями об объектах природно - заповедного фонда.
Обеспечение рекреационного посещения населением территорий и объектов государственного лесного фонда осуществляется государственными предприятиями Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству АРК путем предоставления услуг по оборудованию на местности установленных туристских трасс, стоянок, мест массового отдыха и зон регулируемой рекреации заповедных территорий наружными информационными носителями (аншлагами, указателями, шлагбаумами, маркировочными трассовыми знаками и метками) установленных образцов, а также услуг по оборудованию и обслуживанию туристских стоянок и мест массового отдыха в соответствии с требованиями, определенными положениями о туристских стоянках и местах массового отдыха, утвержденными Советом министров АРК.
Туристские трассы выбираются и оборудуются на местности с учетом исторически сложившейся сети туристских маршрутов, проходящих по живописным ландшафтам горно-лесной зоны Крыма с учетом особенностей посещения территорий государственного лесного фонда.
Техническое маркирование туристских трасс и стоянок осуществляется на основе расчетной необходимости установки конкретных информационных носителей в соответствии с Положением «О единой географической системе паспортизации и картографирования переходов туристских трасс и стоянок (ЕГСПК – 2004).
Количество и порядок установки на местности указателей, основных трассовых знаков и дополнительных трассовых меток, а также использование туристами (экскурсантами, отдыхающими) специальных туристских топографических карт масштаба 1:50000 издания научно - производственного предприятия «Союзкарта» совместно с Республиканским комитетом по лесному и охотничьему хозяйству АРК должны обеспечивать свободную идентификацию выбранного перехода туристской трассы, простое и удобное ориентирование на местности, максимальную безопасность рекреантов, упреждающее информирование о возможном риске, а также надежный вывод туристов (экскурсантов, отдыхающих) к достопримечательностям и установленным туристским стоянкам и местам массового отдыха.
Образцы наружных информационных носителей по рекреационному обслуживанию туристских трасс, стоянок и мест массового отдыха разрабатываются Республиканским комитетом по лесному и охотничьему хозяйству АРК и согласовываются с Министерством по курортам и туризму АРК и ГУ по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защите населения Украины в Крыму.
Образцы информационных носителей по обеспечению мер безопасности туристов (экскурсантов, отдыхающих) разрабатываются и устанавливаются на местности в соответствии с принятыми международными стандартами.
Установка субъектами туристской деятельности, самодеятельными группами и отдельными туристами на территории и объектах государственного лесного фонда иных информационных указателей, не предусмотренных единой географической системой паспортизации и картографирования ЕГСПК - 2004, категорически запрещена.
Допускается временная установка информационных носителей, не предусмотренных данными правилами по согласованию с государственными предприятиями Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству АРК для обеспечения проведения организованных спортивных и туристских мероприятий на сроки, предусмотренные планами проведения данных мероприятий.
Проверка готовности туристских трасс, стоянок, мест массового отдыха и рекреационных участков заповедных территорий к рекреационному обслуживанию туристов (экскурсантов, отдыхающих) перед началом сезона осуществляется Межведомственной комиссией по проверке состояния и соответствия требованиям безопасности туристских маршрутов, стоянок, мест массового отдыха и объектов рекреационного посещения в горно-лесной зоне Крыма (далее – Межведомственной комиссией).
Контроль за оборудованием туристских трас, стоянок, мест отдыха по обеспечению требований безопасности туристов (экскурсантов, отдыхающих), выполнению ими природоохранных и санитарно-эпидемиологических требований, осуществляется также государственными органами и органами местного самоуправления в ходе текущих плановых проверок в соответствии с их компетентностью, связанной с выполнением контрольных функций.
Техническое обслуживание системы наружных информационных носителей на территории государственного лесного фонда осуществляется по планам государственных предприятий Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству АРК с учетом их фактического технического состояния и обеспечения свободного и гарантированно достоверного получения (съема) информации туристами(экскурсантами, отдыхающими) при движении по установленным переходам туристских трасс и дорогам общего пользования.
Разведение костров и пользование другими источниками открытого огня (туристскими примусами, сухим спиртом, паяльными лампами и др.) на территории государственного лесного фонда разрешается только на установленных местах для кострищ туристских стоянок и мест массового отдыха с соблюдением всех необходимых мер противопожарной безопасности. После пользования костром он должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.
При обнаружении лесного пожара или его возникновения по вине туристов (экскурсантов, отдыхающих), они обязаны немедленно принять меры к его тушению подручными средствами, а при невозможности потушить пожар своими силами - сообщить о нем в кратчайшие сроки работникам лесного хозяйства, органам внутренних дел или в местные органы власти.
В пожароопасный период (с момента схода снежного покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова) при посещении леса с рекреационными целями категорически запрещается:
- оставлять костер без наблюдения за ним туристами (отдыхающими);
- бросать в лесу горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу;
- оставлять в лесу промасленную, либо пропитанную бензином, керосином или иными горючими веществами обтирочный материал в непредусмотренных для этого местах;
- заправлять горючим в лесу топливные баки автомобилей с двигателями внутреннего сгорания при работающих двигателях;
- курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим. ?
При уничтожении или повреждении леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем в сумму причиненного ущерба лесу, взыскиваемого с виновных, включаются также все расходы по тушению пожара.
Должностные лица государственной лесной охраны имеют статус правоохранительных органов и в соответствии с действующим законодательством имеют право:
- проверять документы на право рекреационного использования леса (копии договоров, разрешения, маршрутные листы, квитанции об оплате стоимости рекреационных услуг и др.);
- проверять предприятия, учреждения и организации расположенные в горно-лесной зоне, а также туристские трассы, стоянки и места (зоны) отдыха для выполнения контрольных функций по выполнению требований лесного законодательства и настоящих правил;
- давать обязательные для выполнения указания (предписания) об устранении нарушений лесного законодательства и правил рекреационного посещения лесов;
- составлять акты проверок, протоколы административных нарушений и привлекать нарушителей лесного законодательства к административной ответственности на месте с взиманием штрафа в размере от одного до трех не облагаемых минимумов доходов граждан с выдачей квитанции установленного образца;
- доставлять лиц, нарушающих лесное законодательство в случаях невозможности установления их личности на месте в органы внутренних дел или в местные органы власти для составления протокола административного правонарушения;
- изымать у лиц, нарушающих лесное законодательство, незаконно добытую продукцию лесных пользований, инструменты, оборудование, транспортные и иные средства, послужившие орудием правонарушения, а также соответствующие документы;
- устанавливать размер ущерба, нанесенного лесному хозяйству в соответствии с утвержденными таксами и методиками;
- аннулировать разрешения и другие документы на право рекреационного использования леса при нарушении лесного законодательства, связанного с рекреационным посещением лесов;
- направлять установленным порядком в государственные органы материалы о привлечении юридических и физических лиц, нарушающих лесное законодательство к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством Украины;
- направлять в органы государственной власти и местного самоуправления материалы с ходатайством о лишении субъектов туристской деятельности специальных разрешений (лицензий) на право деятельности при систематическом нарушении ими лесного законодательства при использовании государственного лесного фонда в рекреационных целях;
- хранить, носить и применять специальные средства и оружие в порядке, предусмотренном законодательством.
p> Все должностные лица государственной лесной охраны при исполнении ими служебных обязанностей по охране леса должны иметь форменную одежду и служебные удостоверения установленного образца, предъявляемые в случае необходимости.
Ответственность за нарушение лесного законодательства несут физические и юридические лица, виновные в:
- незаконной вырубке леса и повреждении деревьев, кустарников, подростка, сеянцев;
- нарушении правил пожарной безопасности в лесах;
- уничтожении или повреждении леса вследствие поджога или неосторожного обращения с огнем;
- использовании государственного лесного фонда в порядке, не предусмотренном правилами рекреационного посещения лесов;
- нарушении требований по охране видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Украины;
- уничтожении или повреждении на заповедных территориях геологических отложений, сборе образцов горных пород и минералов, остатков ископаемой флоры и фауны;
- нарушении установленных правил охоты;
- засорении леса бытовыми и пищевыми отходами;
- уничтожении или повреждении информационных аншлагов, ограничительных знаков, указателей, знаков и меток трассовой маркировки, шлагбаумов, оборудования стоянок и мест массового отдыха;
- установке (размещении) на туристских трассах, стоянках и местах массового отдыха любых постоянных информационных знаков, не предусмотренных единой географической системой паспортизации и картографирования туристских трасс, стоянок и мест массового отдыха;
- установке (размещении) на туристских трассах, стоянках и местах массового отдыха любых временных и дополнительных информационных знаков, не согласованных с постоянными лесопользователями;
- неисполнении постановлений и предписаний государственной лесной охраны;
- нарушении иных правил использования лесных ресурсов в рекреационных целях в соответствии с действующими законодательными актами.
Контроль за выполнением населением установленных правил рекреационного посещения государственного лесного фонда осуществляют мобильные группы и стационарные посты государственной лесной охраны и ответственные лица за оказание рекреационных услуг на туристских стоянках и в местах массового отдыха предприятий Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству АРК и Севастопольского ГЛОХ, а также государственные органы, осуществляющие в пределах своей компетенции контрольные функции.
«Согласовано»
Председатель Республиканского комитета
по лесному и охотничьему хозяйству
Автономной Республики Крым
_________ А.И.Ковальский